Главная / Новости / АЛЕКСЕЙ ГРИШАНОВ: КНИГА ДОЛЖНА НАЙТИ СВОЮ НИШУ

АЛЕКСЕЙ ГРИШАНОВ: КНИГА ДОЛЖНА НАЙТИ СВОЮ НИШУ

 

СССР был «самой читающей страной в мире». О современной России этого сказать нельзя: миллионные тиражи книг, читающие книги пассажиры метро, очереди в книжных магазинах – всё это в прошлом. А что есть в настоящем? Какие тенденции существуют на отечественном книжном рынке? Выживет ли книгоиздание и вообще сам интерес к чтению в современном технологичном мире?
Наши корреспонденты побеседовали на эту тему с Генеральным директором издательства «Художественная литература» Алексеем Гришановым.
 
- Что происходит сегодня с отечественным книгоизданием?
 
- Современный книжный рынок падает уже который год подряд. Эта тенденция отмечается как на ежегодных конференциях книгоиздателей, так и в частных беседах профессионалов книжной индустрии.
Связано это, конечно, с повсеместным снижением интереса к чтению, с появлением новых технологий, в том числе цифровых. И происходит это, к сожалению, не только в России, но и во всём мире. Так в истории уже случалось и с другими направлениями культуры. Скажем, в свое время кинематограф сильно потеснил театр. Тем не менее, театр жив до сих пор – он нашёл свою нишу. Так же и книга, с моей точки зрения, должна найти свою лакуну. Я считаю, что литература - это своего рода интертеймент, развлечение. Как и театр или кино.
Есть представление о литературе, как о проявлении исключительно высокой культуры, как об инструменте приобщения к ней, а также средстве обучения. И тут возникает определённая трудность. Все понимают, что учиться необходимо, но делают это не всегда охотно. Это же относится и к чтению.
Поэтому, чтобы книгу прочитали, она должная быть интересной. Конечно, мотивация к чтению может быть разной. Скажем, школьников вынуждают читать книги в соответствии со школьной программой. А вот взрослых людей заставить читать фактически невозможно. Они станут читать, если им будет интересна та или иная книга.
 
- Что касается вопроса «интересно-неинтересно», то с книгами современных авторов у издателей есть выбор: выпускать то, что может вызвать интерес у читателей, и наоборот. А что делать с классикой?
 
- Я считаю, что её надо интересно подавать читателю. Основной корпус классики прочитывается в рамках школьной программы. А вот чтобы её перечитывали, нужна мотивация. Необходимо, скажем, сопровождать книги классиков живыми, интересными литературоведческими статьями – неизвестные факты из жизни того или иного автора, история создания той или иной книги в контексте времени, её судьба в последующие годы, новые взгляды, оценки и так далее.
К изданию классической литературы надо подходить творчески. Скажем, в 2011 году издательство «Художественная литература» выпустило «Войну и мир» с иллюстрациями художника Александра Мелихова. Он чуть ли не всю свою сознательную жизнь изучает историю русского мундира, в частности, времен наполеоновских войн. Над иллюстрациями к двухтомнику художник работал на протяжении семи лет. Мелихову удалось воссоздать абсолютно аутентичные картины батальных сцен. Именно благодаря этому наш двухтомник пользовался огромным успехом. Вот такие фишки, как сейчас говорят, надо постоянно искать.
Сегодня очень важно оформление. Если раньше читатель мирился с унылыми одноцветными обложками, однотипными корешками, практически везде одинаковым шрифтом, с малым количеством, а то и с полным отсутствием иллюстраций, то сегодня у читателя в этом отношении есть огромный выбор. И за его внимание необходимо бороться – книга, как и любой другой товар, должна иметь красивую, яркую «упаковку», то есть оригинальное оформление.
 
- Во многих странах мира есть государственная поддержка книгоиздания. А что у нас, в России?
 
- К сожалению, у нас культура, включая книгоиздание, всегда финансировалась по остаточному принципу. И никуда это не делось. Так что поддержка чтения на государственном уровне у нас – это больше декларация намерений. Скажем, в рамках федеральной целевой программы «Культура России» издательствам могут субсидировать максимум до четырёх наименований книг в год. Нам, например, по нашим заявкам в прошлом году удалось «выбить» субсидии на издание только одной книги. А кому-то и этого не дали. Так что в масштабах страны такая поддержка фактически ничего не решает.
У нас много лет подряд пытаются добиться отмены НДС на издание книг. На сами книги этот налог давно отменён, но он есть на бумагу и фактически на все звенья издательской и полиграфической цепочки. В результате цена книги постоянно растёт – книга из доступного предмета первой необходимости становится чуть ли не атрибутом роскоши.
Есть и проблема, связанная с самим рынком. Она касается, так сказать, книжного репертуара. Скажем, несколько лет назад начался чуть ли не бум в издании детской литературы – она раскупалась даже по высоким ценам. А сейчас наблюдается перевыпуск книг для детей – ими заполнены все склады. Или ещё одна тенденция – все бросились печатать переводную литературу, которая занимает более пятидесяти процентов издаваемых наименований. Причём зачастую выбор того или иного автора и его произведений зависит от вкуса издателя или переводчика. То есть, он во многом случаен и субъективен. Конечно, модных иностранных авторов можно выпускать, но и своих забывать и игнорировать явно не следует.
 
- А каков ваш прогноз вообще на судьбу печатной книги? В начале беседы вы упомянули о натиске технологий – не похоронят ли они со временем саму книгу как предмет материальной и духовной культуры человечества?
 
- Помните, лет тридцать назад появились видеомагнитофоны – а где они сейчас? Затем были лазерные диски. И они уже уходят в прошлое – им на смену пришли цифровые технологии. Думаю, что и они не вечны. А книга существует уже более двух тысяч лет. Уверен, что поживёт и ещё.
 
Беседовали Андрей Байдак и Вадим Лапунов
 
02